Электронная библиотека
Библиотека .орг.уа

Разделы:
Бизнес литература
Гадание
Детективы. Боевики. Триллеры
Детская литература
Наука. Техника. Медицина
Песни
Приключения
Религия. Оккультизм. Эзотерика
Фантастика. Фэнтези
Философия
Художественная литература
Энциклопедии
Юмор





Поиск по сайту
Фантастика. Фэнтези
   Русскоязычная фантастика
      Александр Бушков. Россия, которой не было: загадки, версии, гипотезы -
Страницы: - 1  - 2  - 3  - 4  - 5  - 6  - 7  - 8  - 9  - 10  - 11  - 12  - 13  - 14  - 15  - 16  -
17  - 18  - 19  - 20  - 21  - 22  - 23  - 24  - 25  - 26  - 27  - 28  - 29  - 30  - 31  - 32  - 33  -
34  - 35  - 36  - 37  - 38  - 39  - 40  - 41  - 42  - 43  - 44  - 45  - 46  - 47  - 48  - 49  - 50  -
51  - 52  - 53  - 54  - 55  - 56  - 57  - 58  - 59  - 60  - 61  - 62  - 63  - 64  - 65  - 66  - 67  -
68  - 69  - 70  - 71  - 72  -
сседает на "столе", глядя соколом. Входит денежных дел мастер Козьма и грустно сообщает: -- Новые деньги чеканить пора, княже. Поистерлись старые-то, никакого виду... -- Добро, -- решает князь. -- Пораскинул умом, как новая деньга выглядеть должна? На одной стороне придется по-нашенски писать, а вот на другой -- по-татарски, ничего не поделаешь... -- Не первый год тружусь, княже, -- со спокойной гордостью профессионала сообщает Козьма. -- Вот, изобразил на пергаменте обе стороны, и лицевую, и, стало быть, оборотную... Князь разглядывает рисунок, морщится: -- Непонятно что-то. Откуда взял такие загогулины? Вроде и по-татарски, а не поймешь ничего... -- А это, княже, подручный мой, Ивашко, расстарался, -- поясняет Козьма. -- Глаза молодые у парнишки, углядел в хламе татарскую монетку, старую-престарую. И не поймешь, какой хан ее чеканил, что на ней выбито, всей мастерской думали, да так и не дошли своим умом. Каракули, прости господи... Однакож надо нам новые деньги чеканить али нет? Разреши, княже, я на оборотной-то стороне, на татарской, эти загогулины как раз и начертаю? -- А что! -- подхватывает князь. -- Золотая голова у тебя, Козьма. Непонятно, говоришь, какой хан чеканил? И когда? Ну да нам наплевать, коли денежки срочно выпускать нужно... Чекань по сему образцу, такова моя воля! Вы способны поверить такой сцене? Гораздо более похожа на правду другая версия. Вот именно, угадали. О том, что никакой Орды не существовало, а двуязычны монеты по той же простой причине, по какой Афанасий Никитин в своем повествовании столь свободно переходил с тюркского на русский и наоборот... Двуязычным было тогдашнее население Руси (она же -- Золотая Орда), что и нашло отражение в монетном деле. Не произошло еще утверждения в качестве государственного только одного языка -- русского. (Вспомним, что и на советских деньгах были надписи на языках союзных республик.) С превеликой натяжкой еще можно об®яснить "татаромонгольским игом" тюркские надписи на монетах XIII в. Однако и в последующие эпохи, когда ни о каком иге не шло уже и речи... двуязычие сохранялось по-прежнему! Монеты Ивана Грозного, кроме русской надписи, несут еще арабскую, где Иван именуется "Ибан". На московских монетах, кроме того, попадаются татарские надписи. "Москов акчасы будыр" -- "Это деньга московская". От "ига" давным-давно пропал и след... А татарские надписи на монетах остались! Что же, снова верить сказочкам о невежественных мастерах, которые хватали первую попавшуюся старинную монету и переносили непонятные им надписи на новые державные деньги? И вновь в мировой практике не встречается примеров столь шизофренического поведения денежных дел мастеров. Зато есть другие примеры. Монеты норманнских владетелей, правивших Сицилией, -- с надписями по-латыни и по-арабски. Оказывается, в Сицилии жило много арабов, и потому тамошние деньги в определенные периоды были двуязычны. О "нечитаемых" монетах. В их число относят и деньги типа, изображенного на рис. 1.14. Надпись на монете с рис. 1.13 гласит: "Государь всея Руси". Быть может, на "нечитаемой" стоят те же слова, но изображенные иным, забытым алфавитом, вариантом русской "скорописи"? Человеку, незнакомому со старинной русской "вязью", "скорописью", литореей, они могут показаться форменной "китайской грамотой", шифром, каббалистическими знаками... На рис. 1.15 изображена тайнописная вязь, какой иногда писали свое имя и титул государственные деятели. Сложность подписи давала определенные гарантии от подделки. На рис. 1.16- замысловатая вязь, приближающаяся к тайнописи. Так иногда писали имя и титулы российских царей. Любопытно, что именно с Суздальским княжеством (которое, по нашей реконструкции, как раз и стало центром "Золотой Орды") историки связывают примечательный факт: именно там дольше, чем во всех иных славянских землях, удерживались подражания ордынским монетам. Другими словами, именно там дольше всего чеканили двуязычную монету, суздальские мастера тщательнее остальных придерживались неких "эталонов"... Сторонники глупой идеи о "бездумном заимствовании" первых попавшихся татарских надписей, имен давно умерших ханов, правы в одном-единственном: порой монеты с именем того или иного властителя чеканились не при его жизни. В Смутное время, когда бояре признали русским царем польского королевича Владислава и стали выпускать деньги с его именем, в Ярославле, где власть оказалась в руках Минина и Пожарского, "в противовес" этим деньгам чеканили монеты старого образца, с именем Федора Иоанновича, умершего пятнадцать лет назад... Во времена совместного правления Петра и Ивана Алексеевичей для каждого из них чеканились особые монеты -- отдельно с именем "государя Петра", отдельно с именем "государя Ивана". При плохом знании истории, при отсутствии надежных сведений о том времени возможны ошибки. В герцогстве Варшавском при Фридрихе Августе 1 (1807-1814) из-за ошибки мастеров часть "тиража" монет в один грош вместо 1811 г. была датирована... 1311-м. Хорошо, что сохранились совершенно идентичные монеты в три гроша, пять и десять с правильными датами, но все равно нельзя ручаться, что какого-нибудь богатого, но несведущего коллекционера не надули, подсунув "древность"... Мне известен только один пример, когда неграмотные мастера копировали надписи, смысла которых не понимали. В 20-х -- 40-х годах нашего века китайские оружейники, несведущие в иностранных языках и эмблемах европейских фирм, клеймили свои изделия самым фантастическим образом. Встречаются пистолеты с надписью "Браунинг" и фирменной эмблемой... "Маузер"! При этом сам пистолет являет собою некий уродливый гибрид. Однако в данном случае речь идет о неграмотных кустарях, работавших в примитивных мастерских. Меж тем изготовление денег -- дело государственное, там подобных курьезов просто не бывает. Вернемся к нашим татарам. Одним из доказательств "ига" принято также считать изображение на русских и золотоордынских монетах так называемой "тамги", которую считают сугубо татарским знаком. Однако схожие "тамги" появляются то там, то здесь на всем протяжении русской истории, причем впервые -- задолго до "монголов". Рис. 1.17 -- разные формы тамги на русских монетах, 1.18 -- та же тамга, но с росписи на колоннах Успенского собора Московского Кремля. 1.19 и 1.20 -- символические знаки на бронзовой арке и русских женских украшениях XII в. 1.21 -- символы с киевского ритуального браслета XII в. 1.22 и 1.23 -- символы земли и воды на браслетах Х11-Х111 вв. Даже во времена Александра III и Николая II почти идентичная "татарская тамга" в качестве декоративного узора присутствовала на медных деньгах Российской империи -- рис. 1.24 и 1.25. Как ни удивительно, но двуглавый орел, по официальной версии заимствованный русской геральдикой из Византии, в 1472 г. впервые явился на Руси... столетием раньше, с монетами Джаннбек-хана, якобы "золотоордынскими". Любопытно, что время правления Джанибека считается "периодом расцвета денежного обращения в Золотой Орде"... Что позволило группе академика Фоменко высказать дерзкую, крамольнейшую мысль: а не являются ли одним и тем же человеком Джанибек-хан и Иван Калита? Учитывая принятое в те времена обилие имен у одного и того же человека -- крестильные, мирские, обиходные прозвища. С уверенностью, конечно, утверждать трудно. Однако есть не менее любопытный факт: А.И. Лызлов в своей "Скифийской истории"... вообще не упоминает Ивана Калиту! "Скифийская история" пестрит именами третьестепенных, ничем особенно не примечательных воевод, мурз, ханских детей, князей. Однако почему-то не упомянут вовсе великий князь Иван Данилович Калита -- один из крупнейших государственных деятелей XIV века, с чьим именем справедливо связывается становление русского централизованного государства. А может, упомянут? Только под другим именем, которое было хорошо известно современникам великого князя, а вот нами никак не связывается с Иваном Калитой? Нелишне уточнить, что прозвище "Калита" -- гораздо более позднего происхождения, при жизни князя его так не называли... Еще о "заимствованиях", якобы сделанных русскими у татар. Принято считать, что бунчук -- исконно "монгольское" знамя. Кто, кроме степных кочевников, мог обзавестись в качестве штандарта конским хвостом на шесте? Однако при вдумчивом изучении древних летописей внезапно обнаруживается русское знамя под названием "багряная чолка", существовавшее самое малое за полсотни лет до первого появления "монголов". Это выкрашенные в багряный цвет конские хвосты, прикрепленные к наконечнику воинского знамени. Как раз под "багряной чолкой" выступает на бой с половцами в 1185 г. князь Игорь... Многие помнят, что в обиходе монголов широко использовалась так называемая "пайцза" -- золотая, серебряная, медная или просто деревянная пластинка с рисунками и надписями. Пайцза служила чем-то вроде удостоверения личности, мандата, наделявшего его обладателя широкими полномочиями, подорожной -- все вместе. Ее вручали послам, гонцам, чиновникам особых поручений, шпионам. В романе С. Бородина "Звезды над Самаркандом" есть смешнейшая сцена, когда у ордынского шпиона в бане кто-то ненароком взял его штаны с зашитой в ней пайцзой, надел вместо своих -- и незадачливый шпион, не смея, конечно же, об®яснить прямо, беспомощно бродит по предбаннику, украдкой щупая мотню у штанов, похожих на его собственные -- что, понятно, вызывает массу недоразумений... Считается, что саму идею пайцзы монголы заимствовали в Китае. Однако и здесь мы определенно имеем дело со случаем, когда мифическим "монголам" приписали нечто, не имеющее к ним никакого отношения. Во-первых, ничего похожего на пайцзу европейские путешественники, попав в Китай позже, не видели. Во-вторых, есть точные сведения, что за сотни лет до мнимого "монгольского нашествия" аналог пайцзы использовался в... древней Персии: "...идущий первым верблюд (его каравана) имел золотую пластину на лбу в качестве знака для всех встречавшихся, что путешественник был одним из друзей хана и ехал по воле хана". " Монгольская" пайцза -- за сотни лет до монголов! "Татарским заимствованием" считается и отлаженная система почтовых трактов, "ямской гоньбы", якобы устроенная в покоренной Руси как раз монголами -- чтобы их гонцы в кратчайшие сроки и без помех могли домчаться до родной Монголии, до стольного города Каракорума. Вот только, как уже упоминалось, этот тракт "Волга -- Каракорум" волшебным образом исчезает, навсегда проваливается в небытие уже в последней трети XIII в., сразу после смерти Батыя. Вместе со всей "империей на полмира"... Зато обнаруживается, что налаженная система почтовой связи и дорог, по которым гонцы могли нестись с приличной для своего времени скоростью, заложена как раз первыми русскими князьями... Сильвестровская летопись сообщает о том, как княгиня Ольга предприняла в 947 г. путешествие в Новгород, во время которого повсюду благоустраивала дороги, строила мосты-"перевесища" через Днепр и Десну, а кроме того, устраивала "повозы". "Повоз" -- это как раз и есть налаженная система доставки грузов и сообщений, при которой любой гонец, обладавший особыми полномочиями, мог получать в любом городе или селе княжества лошадей, еду, фураж, имел право без очереди переправляться через реки, пользуясь услугами гребцов. Обязанность поддерживать "повоз" в постоянной готовности -- чинить мосты и дороги, содержать лодки, паромы и конюшни -- возлагалась на местное население. Которому, конечно, такие нововведения были не по нраву, потому что отрывали от привычных занятий. Восстание новгородцев в 1209 г. вызвано как раз "повозной повинностью". Страсти накалились до того, что горожане сбросили с моста в Волхов посадника Дмитрия и спалили его дом, а потом вели долгий торг со Всеволодом Большое Гнездо, пытаясь отвертеться от докучливых новшеств. Как бы ни сопротивлялись местные жители, уже в Х в. система "повозов" стала повсеместно распространенной и отлаженной. (Заметим в скобках, что она и в самом деле была "заимствованной", но -- от Византийской империи.) В 1021 г. Ярослав Мудрый с дружиной погнался за вторгшимся в его земли полоцким князем Брячиславом. От Киева до реки Судомирь, где полочане были настигнуты и разбиты, -- около восьмисот километров. Конница Ярослава преодолела это расстояние за неделю -- что возможно только при отличном состоянии дорог и переправ. Летом 1015 г. в Киеве умер Владимир Святославич, и к его сыну Ярославу в Новгород тут же помчались гонцы. Летописи сообщают, что скакали они и днем, и ночью -- опять-таки это подразумевает отличное состояние дорог, ни один нормальный человек, какая бы нужда ни гнала, не поскачет посреди ночной темени по буеракам и колдобинам, где конь быстренько сломает шею, и поручение останется невыполненным... В 1097 г. слуги великого князя Святополка Изяславича везут во Владимир-Волынский из Киева взятого в плен и ослепленного князя Василька Ростиславича. Летопись особо подчеркивает, что в ноябре дороги были неважные: "...по неровному пути..." Но даже по "неровному пути" телеги преодолели около 500 километров за шесть дней! Кстати, гонцы, вообще те, кто торопился, ездили с запасными, "заводными" лошадьми -- хотя нас хотят уверить, что этот обычай опять-таки позаимствован у татар. В своем "Поучении детям" Владимир Мономах пишет: "Всеслав Смоленск пожег, и я с черниговскими верхом с поводными конями помчался". То есть ехал с двумя-тремя лошадьми, временами пересаживаясь с одной на другую, благодаря чему и преодолевались без остановок большие расстояния. Уже в XI в. на этих трактах появились постоялые дворы. В качестве курьезной подробности стоит упомянуть, что местные жители, несшие "повозную" повинность, недолюбливали все ее виды, кроме... паромных переправ. Секрет в том, что лошадьми, гребцами, едой и сеном для коней скакавшие по "казенной надобности" гонцы пользовались бесплатно -- а вот за переправу на пароме все без исключения обязаны были платить, и часть платы шла "повозникам". Поэтому, когда переправу переносили в другое место, "повозники" били челом, прося, чтобы на новое место переселили именно их, а не возлагали столь доходную обязанность на тамошних обитателей. Таким образом, "ямская гоньба" была не перенята от "татар", а заведена самими русскими еще в Х веке. Ипатьевская летопись, рассказывая о встрече с королем Венгерским и императорскими послами в 1249 г. Даниила Галицкого, сообщает интереснейшие подробности: "Немцы же дивились оружью татарскому: кони в личинах и в коярах кожаных, а люди во ярыцех..." То есть галицкие кони -- в больших налобниках и кожаных попонах, а люди -- в доспехах особого вида. Татар, заметим особо, в свите Даниила нет, ни одного. Неужели после вторжения "татар" русские (в особенности ярый и постоянный противник "татар" Даниил) в кратчайшие сроки отказались от своего, проверенного парой-тройкой столетий вооружения, доспехов, конской сбруи, заменив все это на "татарское"? Нигде не упоминается, что "ордынцы" в приказном порядке требовали от "покоренных русских" срочно перенимать их сбрую и оружие. Да и в описаниях чисто кочевых народов ни разу не встречаются упоминания о том, чтобы их кони носили "личины" или кожаные попоны. Вывод прост: русские и есть "татары". А потому сбруя галичан, все-таки немного отличавшаяся от западноевропейской, и была названа последними "татарской"... С тем же Галичем связаны интереснейшие (и предельно достоверные сведения) о так называемых "галицких ордынцах". Кто же это такие? Чистокровнейшие русские, составлявшие нечто вроде деревенской общины, несшие определенные повинности. К "орде" мог присоединиться любой -- но при этом обязан был принять на себя пожизненную обязанность служить там. Руководили "ордой" "тивуны" (нечто вроде судей, термин явно произошел от древнерусского "тиун") и "предводители", которые именовались... "ватаманы"! На "галицких ордынцах" лежали следующие обязанности: предоставлять запряженные повозки для перевозки грузов по первому требованию князя; постоянно держать смену лошадей в ближайшем замке, чтобы облегчать продвижение повозок; перевозить княжескую почту на расстояние не далее десяти миль; выставлять четырех всадников в полном вооружении для любого похода, в котором принимает участие князь или каштелян (комендант ближайшего замка) или местные дворяне; пасти и охранять княжеский скот; следить за плотинами на княжеских мельницах; обеспечивать повозками княжеских посланников и гонцов; сопровождать в качестве охранников проходящее через их земли княжеское посольство, направлявшееся в другие страны. Когда Галич вошел в состав Великого Княжества Литовского, ничего не изменилось -- еще в начале шестнадцатого века (когда и слуху не было уже ни о каких "монголах") "галицкие ордынцы" жили в пяти деревнях галицкого округа и в десяти деревнях львовского округа. Как и их деды-прадеды, они работали исключительно для русских, а впоследствии и литовских феодалов. Достаточно убедительный пример, чтобы понять, чем же на самом деле была "орда" и "ордынцы". Чисто русские термины, обозначавшие русских, служивших русским. И не более того. Ни о каких повинностях "галицких ордынцев" по отношению к "татарам" не встречается в документах того времени ни строчки... Более того, точно такие же "ордынцы", выполнявшие те же самые функции, существовали и на Руси. Впервые в московских документах они упоминаются в договоре меж Дмитрием Донским и его двоюродным братом князем Владимиром Серпуховским. Из этого и последующего договоров недвусмысленно явствует, что "ордынцы" во всех смыслах этого слова принадлежали московскому князю, были на положении его холопов. По своему обыкновению, я припас напоследок маленькую сенсацию. Нас приучили считать, что упоминание в летописях слова "поганые" непременно означает сообщение о кочевых "нехристях". Так вот, ничего подобного! В Западной Европе, как выясняется, слово "паганус" -- "поганые" означает не только "язычника", но и "крестьянина". Дело в том, что христианство распространялось в первую очередь в городах -- и лишь потом в деревнях. Поначалу язычников-крестьян именовали в Италии "паганусы"="поганые" -- а потом, когда христианство достигло самых глухих уголков и "стерлись грани" меж городом и деревней, "паганус" стало обозначающим названием для крестьянина, пускай уже и не язычника. Кто-то скажет, что это не аргумент. И будет прав. Но пойдем дальше. Выше, рассказывая о разорении Киева, учиненном в 1169 г., я умышленно выпустил из текста летописи одно-единственное слово. Теперь привожу фразу целиком: "...и монастырь Печерский пресвятой Богородицы зажгли ПОГАНЫЕ..." Грабя и поджигая Киев, в том числе монастыри и церкви, ПОГАНЫЕ подожгли и Печерский монастырь. Но позвольте, в

Страницы: 1  - 2  - 3  - 4  - 5  - 6  - 7  - 8  - 9  - 10  - 11  - 12  - 13  - 14  - 15  - 16  -
17  - 18  - 19  - 20  - 21  - 22  - 23  - 24  - 25  - 26  - 27  - 28  - 29  - 30  - 31  - 32  - 33  -
34  - 35  - 36  - 37  - 38  - 39  - 40  - 41  - 42  - 43  - 44  - 45  - 46  - 47  - 48  - 49  - 50  -
51  - 52  - 53  - 54  - 55  - 56  - 57  - 58  - 59  - 60  - 61  - 62  - 63  - 64  - 65  - 66  - 67  -
68  - 69  - 70  - 71  - 72  -


Все книги на данном сайте, являются собственностью его уважаемых авторов и предназначены исключительно для ознакомительных целей. Просматривая или скачивая книгу, Вы обязуетесь в течении суток удалить ее. Если вы желаете чтоб произведение было удалено пишите админитратору Rambler's Top100 Яндекс цитирования